Всего восемь городов в стране могут похвастаться [...]

Всего восемь городов в стране могут похвастаться мэрами, которые получили «пять» в индексе политического влияния глав 200 крупнейших городов России. 28 мэров авторы индекса оценили на «двойку», что говорит об их неуверенном положении, и один, получивший «единицу», явно на вылет. Подробности рассказывает «КоммерсантЪ» в материале «Мэров красят политические решения». Второй рейтинг политического влияния мэров подготовлен фондом «Петербургская политика» и коммуникационным холдингом «Минченко Консалтинг». В отличие от представленного ими в декабре 2010 года первого рейтинга, в котором оценивались мэры 100 городов, в новом рейтинге оценивается деятельность уже 200 глав городов. Причем в крупнейшем Новосибирске (Москва и Санкт-Петербург — субъекты РФ) проживает почти 1,5 млн человек, а в Ессентуках — порядка 80 тыс. В оценке деятельности мэров главным стал вопрос об их способности принимать самостоятельные политические решения и распоряжаться экономическими ресурсами. При оценке влияния мэров по пятибалльной системе учитывалась также их способность сбалансировать элитные конфликты, контролировать принятие решений депутатами или сити-менеджерами, выстраивать отношения с губернаторами. В отличие от первого рейтинга во втором учитывались и результаты мэров на партийных праймериз. «Двойки» в рейтинге получили 28 глав городов независимо от того, были они избраны на прямых выборах или из числа депутатов горсоветов. Основными причинами низкого рейтинга, как правило, являются недостаточная популярность, конфликты с местной элитой, партией «Единая Россия» или губернаторами. По мнению главы фонда «Петербургская политика» М. Виноградова, определенный кандидат «на вылет» — глава Копейска (Челябинская область), получивший в рейтинге «кол». Двоечники же, по его словам, могут расстаться с должностью, а могут и остаться на посту, особенно те, которые «никакие и никому не мешают». Хотя, по его мнению, непростая ситуация в Омске, мэр которого В. Шрейдер постоянно конфликтует с губернатором. Шаткое положение и у и. о. главы Волгограда С. Соколова, которого уже полгода парламент не может назначить мэром. Не могут быть уверенными в будущем и середняки, поскольку, отмечается в исследовании, «принятие многих решений берут на себя губернаторы», а полномочия и влияние городских властей все более ограничиваются. Это чревато конфликтами между муниципальными и региональными властями, в то время как любое противостояние негативно влияет на рейтинги мэров. Большое влияние на рейтинг мэра, по мнению авторов, оказывает также способность «встраиваться в «Единую Россию»», а «членство в оппозиционной партии, а подчас и беспартийность значительно снижают статус главы города». От выборов мэров отказались уже почти 21% муниципальных образований России, в том числе 44 региональные столицы. Из исследуемых 200 городов только 107 (включая миллионники Новосибирск, Самару, Омск, Ростов-на-Дону) пока противятся введению поста сити-менеджера. В последнее время, отмечают авторы, попытки отменить выборы глав муниципалитетов встречают все большее сопротивление населения и местных элит, да и давление губернаторов в этом вопросе ослабевает. Серьезным моральным стимулом для сторонников выборов стала «критика в адрес практики насаждения института сити-менеджеров со стороны министра регионального развития В. Басаргина». К тому же, как отмечается в документе, отношения между главой города — спикером парламента, который осуществляет общее политическое руководство, и руководителем администрации, в руках которого ресурсы, законодательно не урегулированы, чреваты конфликтами и уже породили новый феномен серых кардиналов, берущих на себя принятие ключевых решений. «Отлично» в рейтинге политического влияния получили восемь мэров — Махачкалы, Йошкар-Олы, Новороссийска, Орска и подмосковных Коломны, Подольска, Ногинска и Раменского. Из них шестеро избраны на общих выборах. Как заметил по этому поводу М. Виноградов, «если у человека хватило сил отбиться от введения института сити-менеджеров, значит, это популярный в городе, сильный мэр». Е. Минченко, в свою очередь, считает, что накануне выборов стало ясно, что назначенные губернаторы не очень популярны в городах, где дополнительный ресурс партии власти могут дать избранные мэры. «Во время праймериз часто административный ресурс муниципальной власти оказывал большее влияние на формирование списка выборщиков и результаты голосования, чем региональный»,— пояснил он «Ъ». Также об этом информирует Лента.Ру.

Интересная новость? Не забудьте рассказать друзьям!

Новости Новосибирска, которые могут вас заинтересовать:

Админ